«Наhатын хугшэн Буубэй буурал Эжы»

«Наhатын хугшэн Буубэй буурал Эжы»
(Эта история о славном Наhате из рода Оргодой Бодонгууд и его жене, великой шаманке Буубэй Буурал Эжы)
Наhата был сыном Ганжура. Проживали они в своем поместье в местности Шандали Агинской степи.
С малых лет рос Наhата смышленым и любознательным, отличался своенравностью, имел на все свое мнение, обладал пытливым умом. Был чистоплотен и щепетилен. Легко обучался всему новому. Многие и понять не могли, что на уме у этого странного юноши. Бывало, сядет и задумается, о чем размышляет, одному только ему и известно. Иной раз и сказать было невозможно пьян он или трезв. Такой норов имел Наhата. Особенным и необычайным был человеком.
Еще в отроческом возрасте овладел Наhата грамотой, письмом и счетом, что в те времена было большой редкостью. Будучи человеком с аналитическим складом ума, размышлял и рассуждал о таких вещах, до каких другим и дела не было, всему старался найти причину и объяснение.
До двадцати лет Наhата не женился. В то время буряты рано создавали семьи, и такой возраст уже считался поздним. Старики говаривали: «Не дело взрослому мужчине слоняться без жены и детей, давно пора бы Наhате жениться».
Раз в год вызывали парня в Агинскую степную думу, для составления отчетов, бухгалтерских записей. Наhата ответственно относился к доверенной работе, вел учет деликатно и кропотливо, был знатным в своих краях счетоводом. За это в народе его стали называть Шоото Наhата.
В один из таких вечеров, просидев над отчетами пару суток, Шоото Наhата, оседлав своего верблюда, возвращался домой. Происходило это зимой. Путь лежал через заснеженную степь. В местах близ нынешнего села Зутхэли (Зуткулей) внезапно поднялся ветер, началась снежная буря. Рук то своих было не разглядеть из-за кромешной темноты и порывов ветра, не то, что дорогу. Верблюд упрямился и не шел. Наhата, от отчаянья, уложил его, лег меж горбов и ждал уже смерти. Вдруг очнулся он о того, что невиданной красоты девушка, водружала его на своего коня. Привезла девушка Наhату к себе в юрту, отпоила его горячим чаем и накормила. Отогрелся Наhата и был рад своему чудесному спасению. Оглядевшись, счетовод понял, что оказался в доме шамана, а спасшая его девушка была его дочерью. Шамана того звали hаваа. Был он знаменитым и сильным, вся округа знала о его могуществе. Девушку звали Буубэй. Будучи дочерью шамана и имея шаманское происхождение, Буубэй также обладала невиданными способностями и сама была шаманкой. Наhата сразу влюбился в Буубэй.
Хозяин юрты hаваа Боо, оглядев внезапно появившегося гостя, сказал дочери: «Спасла ты, дочь моя, спутника жизни своей. Неспроста повстречала ты его в бурю в заснеженной степи. Забрала ты его от смерти и быть ему твоим мужем». Наhата, услыхав такое, еще больше обрадовался. Красавица Буубэй не воспротивилась решению отца, стала женой парня и переехала к нему в Шандали. Родилось в семье Наhаты и Буубэй восемь детей.
Уже к преклонному возрасту, Буубэй стали называть Наhатын хугшэн Буубэй Буурал Эжы. К тому времени вся степь знала о могуществе шаманки - матушки Буубэй. Обращались к ней разные люди, помогала она всем, никому не отказывала.
Смолоду Буубэй прославилась острым умом и умением предвидеть. Обладала она даром исцеления. Знала таинства разных шаманских обрядов. Когда рождался в улусе малыш, обращались к шаманке, она давала ребенку имя, становилась его найжа. Когда кто-то умирал, также шли к Буубэй. Совершала она и погребальные обряды по старым бурятским обычаям. Ведала она многими знаниями. Лечила от разных болезней. Проводила тайлага по почитанию Тэнгриев, онгонов и множество других хэрэгов. Шандали, Хужартэй, Жэбхэhэн, Хулэрэгтэ, Адагалиг – со всех этих мест и не только съезжались люди к шаманке Буубэй.
Дедушка Наhата ушел из жизни раньше, чем бабушка Буубэй. В окрестностях Баруун Уляаhата, у подножия горы Зуун Ундэр находится место его захоронения, где по старинным бурятским обычаям, без погребения усопшего в землю, воздвигли старцу шандан. По прошествии некоторого времени после похорон, многие бывали в том месте. Видели они и необычный монолитный череп (габла) загадочного и странного мудреца Шоото Наhаты.
Буубэй буурал Эжы чувствовала свой уход и перед своей смертью собрала своих детей и завещала им: «Прожила я отмеренную жизнь на этой земле, старалась прожить достойную жизнь, помогала всем. Вот и близок конец моей жизни. Дети, мои собрала я вас, чтобы дать свой навет.
Всем потомкам моим и мужа моего, отца вашего Наhаты молитвами, верой, делами своими добрыми, открыла дороги я на многие поколения. Завещаю вам почитать меня на протяжении девяти поколений. В роду вашем – сынов Наhаты родится много людей, которые увековечат и прославят его имя.
В местности Сагаан дабан стоит высокая гора. После смерти моей, собрав все мое шаманское одеяние и зэмсэг, поднимите мое тело на вершину этой горы, срубите три березы, и усадите мое тело на них - такой установите мне шандан. Отпойте по-шамански как положено. По прошествии трех суток придете к этому месту, обнажите мою грудь, вылетит оттуда белая птица и возвысится в небо». 
Выполнили наказ матери ее дети, сделали все ею завещанное, но ни у одного из восьми детей не поднялась рука обнажить материнскую грудь. Поклонившись, покинули они место захоронения.
Через семь дней дети мудрого старца Наhаты и Буубэй Буурал Эжы вернулись на вершину горы, где покоилось тело их матушки, но увидели лишь опустевший пьедестал, сооруженный ими из трех берез. Поняли они тогда, что мать их, великая шаманка Буубэй возвысилась к Тэнгриям.
Стали переживать дети Буубэй и Наhаты, что не до конца выполнили шаманское завещание матери и забеспокоились о дальнейшей судьбе своего рода. Однако зря переживали они. Все предначертанное Буубэй Буурал Эжы сбылось. Среди потомков Наhаты стали рождаться умные и талантливые люди, прославившие его род. Были среди них и сильные шаманы, и деятели науки, да и иными талантами обладающих людей рождалось не мало.
Известным и могущественным шаманом из этого рода был Шэмэд сын Доржи, внук - Бадмаахи, правнук Наhаты. Прожил он долгую жизнь и умер в 1952г. До сих пор в Агинской степи помнят Шэмэд Боо. Как и его прабабушка Буубэй, но уже в непростые советские времена, проводил он все шаманские обряды. Не забывается и то, скольким людям помог, каким светлым разумом, твердостью характера, справедливым нравом и добротой души обладал наш дедушка Шэмэд.
Сбылось предначертание бабушки Буубэй и в том, что в роду Наhаты, у потомка его сына Цыремпила, внука Шагдара, правнука Долди родился великий буддийский перерожденец Гэгээн, прославивший весь бурятский народ. Был гением и постиг учение Будды.
Сейчас многим известны имена выходцев из Шандали, потомков Наhаты, выдающихся ученых, докторов наук - Лубсана Шагдарова, Баира Ральдина, Дугара Мижидона, его сына Арсалана Мижидона. Таких ученых мало. Дугар Мижидон разработал методические рекомендации для педагогов, создал бурятскую азбуку на кириллице «Узэглэл», в народе его называют учителем учителей. Многие потомки Наhаты грамотные и образованные люди, владеющие знаниями в разных сферах науки.
В предсказании своем не могла ошибиться Буубэй Буурал эжы, ведь знала она, что супруг ее Наhата был человеком с уникальным умом, да и сама она была великого шаманского рода, а как известно потомки шаманов всегда отличались остротой ума и талантами. Живя ради людей, молясь ради них богам, идя на помощь каждому нуждающемуся, свершив сполна свое шаманское предназначение, дарованное ее предками, открыла она дороги в духовности и науке своим потомкам.
Мы - потомки рода Оргодэй Бодонгууд всегда знали и помнили свои шаманские корни и обычаи. По сей день почитаем и молимся Наhатын хугшэн Буубэй Буурал Эжы.
Во времена прихода Буддизма не оставили мы своей истинной веры. Многие тогда стали обращаться за помощью к ламам, но большинство обрядов все же проводилось шаманами. С тех пор в наших краях люди ходят и в дацан, и к шаману.
Не забывают в нашем роду и дедушку Наhата, потомки которого унаследовали от него его ум и тягу к науке.

Б.Ж. Цырендоржиев

МРОШ "Тэнгэри" г.Улан-Удэ
Все права защищены, 2017 - 2019 ©
+7-924-458-55-77
+7 914-632-25-71

МЫ ВКОНТАКТЕ

Мы в Instagram